Гильдия Тяжелого Металла
     
 

VAN CANTO – 22 октября 2015 – Петербург

 
 

За многие годы последней металлической группой, которая меня действительно удивила, были финны CHILDREN OF BODOM. Идея скрестить дэт металл с его более лёгкими и более мейнстримовыми суб-жанрами типа хэви и пауэра, казалась немыслимой, но им это удалось. Реализация задумки была настолько интересной, что группа мгновенно завоевала популярность если не во всём мире, то уж в Европе однозначно. Но после этого никаких откровений тяжёлый метал лично для меня так предоставить и не смог… до поры до времени.

В 2006 году как гром среди ясного неба о себе заявила молодая немецкая группа VAN CANTO и, точно также как "бодомы" десять лет назад, мгновенно завоевала существенную армию поклонников в самых разных странах. Достичь такой популярности удалось опять-таки за счёт неординарной идеи, только в этот раз ещё более безумной, чем скрещивание казалось бы нескрещиваемых стилистик. Ребята просто решили отказаться от гитар вообще, оставив лишь вокал, да барабаны. И действительно, "перегруженная" гитара – это фундамент самого понятия "рок-музыка" – убери этот важный элемент и можешь смело себя вычёркивать из списка рокеров, и уж тем более металлистов. Но не всё так просто как кажется. В VAN CANTO все гитары и все гитарные партии (и даже соло!) на самом деле остались на месте – просто были заменены эмуляцией в виде голосовых связок.

По правде говоря, идея сия не нова – такое уже было придумано и ранее, но вот чтобы реализовать это в тяжёлом металле… такое, казалось бы, могло прийти только уж совсем в больную голову, как, например, мультипликационным персонажам Бивиса и Баттхеда, которых по праву можно назвать первыми, кто исполнял гитарные риффы "перегруженными" голосами. И действительно, многие восприняли новое откровение от VAN CANTO либо как дурную шутку, либо даже как прямую насмешку над хэви-металом – в результате музыкантам приходится постоянно объясняться и оправдываться до сих пор. Но много было и тех, кому идея безумно понравилась – благо что подано это было на самом высшем уровне: прекрасные аудиозаписи и профессиональные видеоклипы, отличные во всех отношениях вокалисты и барабанщик, сыгранность на концертах, яркость, открытость, лучащаяся энергия и дружелюбие – всё было сделано на самом высшем уровне, чтобы по праву заполучить свою порцию фанатов.


Van Canto


Год назад группа впервые побывала в Петербурге, а буквально на днях, 22 октября 2015, дала здесь уже второй по счёту концерт, и даже более того, на следующий же день радушно пообщалась с фанатами в "Rock Star Cafe", что возле Дворцовой площади. Раз выдалась такая возможность, свою серию вопросов подготовил и я, однако не стал оформлять это в виде формального интервью – скорее получилась дружеская беседа в рамках несколько спонтанной серии вопросов-ответов.


Как я сразу же понял, общаться на интересующие меня темы нужно было именно с "креативным центром" группы, одним из её основателей, Стефаном Шмидтом. И вот какие любопытные вещи мне удалось узнать.

Оказывается, у Стефана уже была своя хэви-метал группа, в которой он играл аж целых десять лет. По его словам, группа была достаточно хорошая, с отличными песнями, исполнением и прочим, однако замечать её никто не хотел в упор. И действительно – в наше очень непростое для музыкантов время мало создать качественный материал и хорошо его исполнить – предложение уже давным-давно значительно превышает спрос и хорошие металлические группы исчисляются если не тысячами, то сотнями однозначно. Никому не нужна "ещё одна очередная" – по сути, такая же, как все. Ситуацию спасла вышеупомянутая фишка, возникшая в виде спонтанной внезапной идеи. Изначально не было ясно, насколько идея удачная – пришлось записать песню и снять видеоклип, который новоиспечённая группа выложила на YouTube. И тут свершилось – начали поступать многочисленные позитивные отзывы и, что самое ценное, различные "деловые" предложения, за счёт чего группа начала резко набирать "вес". Как сказал Стефан, всё произошло само собой и очень быстро – не нужно было иметь каких-то связей с "нужными людьми", платить кому-то "большие деньги" и всё такое – нужно было всего лишь залить видео в Интернет. Стефан Шмидт из Van Canto

И тем не менее, фактор удачи Стефан не стал сбрасывать со счетов. Он убеждён, что помимо всего прочего, что можно сделать своими усилиями, проекту должна улыбнуться и удача – ведь бывает и так, что хорошие музыканты с хорошими идеями и исполнением так и остаются "у разбитого корыта" долгие годы, а иногда и всю "музыкальную" жизнь – не способные вырваться за пределы очень узкого круга своих слушателей. Этот фактор просчитать нельзя, и даже если ты делаешь что-то очень интересное, звёзды либо сойдутся, либо нет.

Далее оказалось, что у нас с ним одинаковое мнение на счёт того, что не менее пятидесяти процентов успеха составляет удачно подобранный вокалист. В тяжёлом металле с этим особенно сложно, потому что голос должен быть не только высоким и сильным, но и мощным, обладающим соответствующим "металлическим" тембром. Я полагал, что только в нашей стране проблематично найти таких вокалистов, но оказалось, что в кузнице тяжёлого металла – т.е. в европейских странах – с этим делом тоже ой как непросто. Юные металлисты начинают собирать группы довольно рано – в 15-16 лет, к 20 годам многие из них становятся превосходными гитаристами, басистами, клавишниками, барабанщиками – но мало кто способен похвастать хорошим "правильным" металлическим вокалом. Голос звучит ещё слишком по-юношески, а возрастная "хрипотца" появляется уже к годам так 30, когда несостоявшиеся музыканты уже завязывают с музыкой, посвящая себя целиком работе, семье, детям. VAN CANTO в этом смысле повезло найти "Слая", у которого к своим 25 годам был сильный драйвовый голос. Стефан заприметил его на одном из клубных концертов, где тот пел в составе какой-то дэт-металлической группы. Его голос был слишком хорош, чтобы размениваться на дэт-металл, поэтому Стефан незамедлительно предложил Слаю спеть что-то мелодическое с участием в новом проекте – и те самые звёзды сложились так, что тот согласился. Каким образом в группу попала вокалистка Инга я не спросил, но выяснил, что она является женой Стефана. Что и правильно – хорошая красивая девушка в группе должна быть пристроена, притом желательно, как показывает практика, к кому-нибудь из музыкантов самой же группы =)

Чтобы привлечь к себе дополнительное внимание, VAN CANTO решили наплодить кавер-версий известных хитов лучших металлических коллективов мирового уровня. По утверждению Стефана, подобное решение преследует две цели: во-первых, разумеется, это пиар, ведь мировые рок-хиты в оригинальной обработке с лёгкостью привлекут внимание. Во-вторых, это задаёт планку самим VAN CANTO – пытаться сделать свои песни "на уровне", а ведь как сказал Стефан – именно из-за этого он стал музыкантом и, в частности, продолжает им быть в VAN CANTO – донести до слушателя песни своего собственного сочинения. Действительно, нужно очень постараться, чтобы эту планку соответствия выдержать, и судя по реакции фанатов, до той или иной степени им это вполне удаётся.


Van Canto на сцене

Изначально я думал, что "вокало-гитаристы" просто лишь прогоняют свои чистые голоса через гитарные примочки и/или усилители, за счёт чего получается имитация звучания электрогитары. Но Стефан опроверг мою догадку. "Перегруженная" гитара имитируется голосом напрямую за счёт его форсации, а вот на соло он действительно использует овердрайв и/или эффект "вау-вау". Чтобы "гитары" звучали плотно на записи, они пишут целых восемь дублей одной партии, в результате получается эдакий плотный "хор" из перегруза. Но во время выступления всё несколько сложнее, потому что, во-первых, нет дублей, а во-вторых, голос сильно устаёт во время работы в форсированном режиме, в результате форсацию приходится ослаблять и "гитары" звучат более расхлябанно. Чтобы это компенсировать, всё внимание на себя всеми правдами и неправдами перетягивают солисты и барабанщик.

Дабы не утонуть в миксе и лаже, все музыканты VAN CANTO используют специальные мониторы-наушники, в которые им подаётся нужный каждому из них баланс "инструментов" плюс свой собственный голос. Таким образом они прекрасно слышат и ритм барабанов, и пение друг друга, и собственное пение также. Чем меньше сцена, тем выступать тяжелее и больше возможности налажать и сбиться – барабаны находятся слишком близко к певцам и звук от них попадает в вокальные микрофоны, что создаёт много лишних помех. Во время соло Стефану приходится изрядно покрутиться, чтобы уловить ту позицию на сцене, где его микрофон не начинает заводиться, как минимум, от тех же барабанов. Если внимательно следить за ним во время соло – можно увидеть как он ходит по сцене, выбирая наиболее удачное положение своего микрофона.

Ни перед концертом, ни даже в день концерта никто не принимает алкоголя – даже в небольшом количестве, чтобы просто взбодриться. Да и в принципе музыканты особо сильно не пьют. Как сказал Стефан, здоровье уже не то, да и возраст не позволяет – не по двадцать лет ведь уже.

Отдельно коснулись и темы гастролей. Ещё лет десять назад мне удалось плотно пообщаться со знаменитым гитаристом-виртуозом Виктором Смольским (который, кстати, уже успел немножко посотрудничать с группой) и, как я запомнил тогда, он сильно раскритиковал Россию в плане инфраструктуры для "хэвиметаллического" музыкального бизнеса – сказал, что оная отсутствует целиком и полностью. А вот в Европе всё совсем иначе – там это дело давным-давно поставлено на рельсы, прописаны все нюансы и правила, поэтому музыканту там в стократ легче и проще в отношении организации концертов, выпуска дисков, продажи песен и так далее (правда, и конкуренция в сто раз выше). Именно по этой причине, когда металлический шоу-бизнес взял VAN CANTO в обороты, у них сразу начались гастроли и концерты по всему миру. Занимается этим концертное агентство, которое подбирает клубы и залы в различных частях света, а затем предлагает на выбор музыкантам, согласовывая с ними гастрольный график. Никакой обязаловки – если музыканты не хотят гастролировать, могут и не ехать.


Музыканты Van Canto


Да и вообще VAN CANTО не любят слишком много разъезжать с концертами, так как теряется "искра". Чрезмерно частые выступления становятся обыденностью, некими программами, которые нужно шаблонно и бездушно откатать. Чтобы не потерять эмоционального накала, они предпочитают рецепт "лучше меньше, да лучше". Правда в этом есть и обратная сторона – недостаточное количество денежной массы, поступающей в карманы музыкантам. Как выяснилось, каждому из них приходится работать на "нормальных" обычных работах – иначе денег на жизнь не хватает. Слай занимается бытовым ремонтом, Инга преподаёт в школе, Стеф программирует, про остальных, увы, запамятовал, но тоже не сидят без дела. По словам Стефана, они, конечно же, могли бы снять один дом, въехать туда и жить там все вместе – в таком случае денег от музыкальной деятельности, наверное, хватило бы на жизнь – да вот только им не по двадцать лет, у каждого своя семья, и поэтому такой вариант невозможен.

Я полушутя ответил, что как только ребята достигнут уровня Металлики, то смогут целиком посвятить себя музыке и не придётся тратить время на "обычную" работу. Но прагматичный немец Стефан со мной не согласился, в очередной раз сославшись на возраст. "Поздняк уже метаться" – сказал он. Ну что ж, посмотрим, время покажет, быть может как раз в этом вопросе чутьё-то его и подведёт =)



Zack SV
27 октября 2015


 
   
Наши партнёры:






консультируем о консульской легализации документов
 
 

Просьба ставить прямую ссылку на сайт при цитировании материалов.
Copyright (c) ГТМ

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100